Коробка передач ГАЗ 24 и ГАЗ 2410

УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ГАЗ 24 и ГАЗ 2410

Коробка передач ГАЗ 2410 (рис. 1 и 2) четырехступенчатая (четыре передачи переднего хода и одна заднего).

Шестерня ведущего вала 1, а также шестерни I, II и III передач, сидящие на ведомом валу 26, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала (блока шестерен 31) и имеют косые зубья. Все передачи переднего хода снабжены инерционными синхронизаторами. Шестерни заднего хода непостоянного зацепления, прямозубые, синхронизатора не имеют.

коробка передач газ 24 и газ 2410

Передачи переднего хода включаются соединением двух скользящих муфт 7 и 11 со шлицевыми венцами на шестернях соответствующих передач.

Задний ход включается введением промежуточной шестерни 38 заднего хода и зацепление с прямозубой шестерней промежуточного вала и с зубчатым венцом на муфте включения I и II передач.

Осевое перемещение шестерни II передачи ограничивается буртом вала и через ступицу шлицованной упорной шайбой 13, которая устанавливается я проточке ведомого вала таким образом, что ее шлицы располагаются против шлиц ведомого вала.

Штифт с пружинкой, расположенный во впадине шлиц ведомого вала, фиксирует упорную шайбу в рабочем положении от поворота. Осевые перемещения шарикового подшипника 17, с которым жестко соединен ведомый вал. ограничиваются внутренним буртом удлинителя и стопорным кольцом 1 б, которое располагается одновременно в канавке на шариковом подшипнике и в канавке на удлинителе 22.

коробка передач газ 24 и газ 2410 в поперечном разрезе

Сталебаббитовый подшипник 25 в конце удлинителя коробки передач служит опорой скользящей вилки карданного вала, надетой на эвольвентные шлицы в задней части ведомого вала. Ось промежуточного вала удерживается от проворачивания лысками на заднем конце, которые входят в паз на удлинителе.

Ось 37 промежуточной шестерни заднего хода удерживается от проворачивания и осевых перемещений запрессованным в нее штифтом 36, входящим в канавку на удлинителе.

Механизм переключения передач КПП ГАЗ 2410 (рис. 3) смонтирован в верхней крышке коробки. Передачи переключаются рычагом, выведенным через пол кузова справа от места водителя. С левой стороны механизма переключения располагается включатель света заднего хода.

механизм переключения передач газ 2410

Чтобы предотвратить самопроизвольное выключение передач, имеются фиксаторы, состоящие из шариков 3 и пружин 4. Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров 7 и стопорного пальца 9, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При помощи пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения в нейтральном положении всегда располагается в головке штока включения III и IV передач.

Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, исключающим его дребезжание при резонансе.

Техническое обслуживание коробки передач ГАЗ 24 и ГАЗ 2410

Уход за коробкой передач автомобиля ГАЗ 2410 заключается в подтяжке ее креплений к картеру сцепления и проверке уровня масла в ее картере, долинке его и смене в соответствии с картой смазки. Сливать масло следует сразу после поездки, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается сильно загрязненным, коробку следует промыть жидким минеральным маслом.

Промывать коробку передач ГАЗ 2410 необходимо следующим способом:

  • через наливное отверстие с правой стороны коробки залить в картер 0.9 л промывочного масла;
  • поднять домкратом одно или оба задних колеса и включив I передачу, пустить двигатель на 2…3 мин, слить промывочное масло через сливное отверстие в нижней части картера коробки;
  • заправить картер свежим маслом до уровня наливного отверстия. При заправке коробки не следует проворачивать шестерни, так как при этом будет залито масла больше, чем следует, что может вызвать его течь через сальники удлинителя.

Уровень масла проверяют через наливное отверстие на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке. Проверку следует делать через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность остыть и стечь маслу со стенок, а пене осесть. В процессе эксплуатации следует обращать особое внимание на состояние сапуна, расположенного с правой стороны удлинителя. Он служит для сообщения внутренней полости коробки с атмосферой, и его загрязнение приводит к повышению давления и возникновению течи масла.

В начальный период эксплуатации до приработки сальников допускаются незначительное (без каплепадения) просачивание масла и появление масляного налета на днище кузова (в зоне колпака вилки карданного вала).

При демонтаже карданного вала необходимо соблюдать указания раздела сайта Карданная передача автомобиля ГАЗ 2410.

Отверстие в удлинителе должно быть заглушено специальной заглушкой или запасной скользящей вилкой во избежание вытекания масла из коробки передач. Если специальная заглушка отсутствует, то перед снятием коробки с автомобиля следует предварительно слить из нее масло.

Неисправности коробки передач ГАЗ 24, ГАЗ 2410 и их устранение

Неисправность и ее признаки Вероятная причина Способ устранения
1. Затрудненное переключение передач а) Неполное выключение сцепления (наличие воздуха в гидроприводе сцепления или недостаточный уровень жидкости) Долить жидкость в бачок гидропривода сцепления и прокачать привод сцепления
  б) Ослабление затяжки или отвертывание стопорных болтов или вилок механизма переключения Затянуть болты
  в) Заусеницы на внутренней поверхности зубьев муфт включения передач Зачистить заусеницы
  г) Разбиты отверстия под штифты в горловине механизма переключения Заменить крышку механизма переключения или отремонтировать ее, расточив отверстия и запрессовав ступенчатые штифты
2. Ухудшение или полное отсутствие синхронизации, вызывающее шум при включении передач переднего хода а) Износ резьбы конической поверхности блокирующего кольца Снять коробку передач ГАЗ 2410 с автомобиля. Снять механизм переключения и проверить щупом зазор между блокирующим кольцом и прямозубым венцом. Если зазор менее 0,3 мм, то установить новый комплект шестерни и блокирующего кольца или установить новое блокирующее кольцо, притерев его к поверхности соответствующей шестерни коробки до получения поверхности прилегания не менее 80%.
  б) Деформация блокирующего кольца – кольцо не закусывает на конусе при нажатии и повороте от руки. Установить новое блокирующее кольцо, притерев его к поверхности соответствующей шестерни до получения поверхности прилегания не менее 80%.
3. Самовольное выключение передач а) Ослабление затяжки гаек крепления коробки передач к картеру сцепления или гаек крепления удлинителя к картеру коробки передач. Затянуть гайки
  б) Износ торцов и поверхности наружных зубьев скользящей муфты – шестеренки I и II передач, промежуточной шестеренки заднего хода венца передачи заднего хода на блоке шестерен Заменить изношенные детали
  в) Износ торцов муфт включения передач или износ зубьев шлицевого венца на шестернях I, II, III передач или на ведущем валу. Замените изношенные детали коробки передач
  г) Ослабление пружин фиксаторов Установите пружины с нагрузкой 6 кгс при сжатии до 21 mm
4. Шум при работе коробки передач а) Изношены подшипники Замените изношенные подшипники
  б) Поломка зубьев шестеренок Замените поврежденные шестеренки
  в) Пониженный уровень масла в коробке передач Проверьте и восстановите уровень масла
  г) Нарушена соосность коленвала и катрера сцепления Проверьте и восстановите соосность
5. Течь масла из картера коробки передач а) Изношены сальники удлинителя Замените сальники
  б) Сильный износ сталебаббитовой втулки фланца удлинителя Замените удлинитель или запрессуйте в него и расточите новую втулку
  в) Загрязнение сапуна или его поломка Очистите сапун или замените его новым
  г) Негерметичность заглушек в заднем торце механизма переключения Восстановите герметичность заглушек
  д) Слабо затянуты болты крепления передней крышки механизма переключения и гайки крепления удлинителя Затяните болты и гайки
  е) Повреждены прокладки крышек или привалочные поверхности Замените прокладки и притрите привалочные поверхности крышек

РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ГАЗ 2410

При снятии коробки передач необходимо:

  • установить автомобиль ГАЗ 2410 на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу;
  • отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака горловины механизма переключения, отвернуть колпак и вытащить рычаг из горловины вверх;
  • слить масло из коробки передач;
  • отсоединить от коробки передач карданный вал, выполняя указания по снятию карданного вала (см. страничку Ремонт карданной передачи);
  • отсоединить от коробки передач гибкий вал привода спидометра и провода включателя света заднего хода;
  • отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра привода выключения сцепления к картеру и поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;
  • вынуть вилку выключения сцепления:
  • снять соединительный кронштейн подвески трубы глушителя, отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов рамы;
  • отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления;
  • снять прокладку, установленную между картером сцепления и картером коробки передач.

При разборке коробки передач ГАЗ 2410 необходимо:

  • слить масло (если оно не было слито раньше);
  • снять муфту с подшипником с передней крышки коробки передач;
  • снять поролоновые кольца;
  • отсоединить и снять кронштейн подвески трубы глушителя в сборе с нижних шпилек крепления удлинителя к картеру коробки передач;
  • отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной;
  • отвернуть болты и снять верхнюю крышку коробки передач в сборе;
  • снять прокладку между верхней крышкой и картером коробки передач;
  • вывернуть коническую пробку, расположенную в нижней части фланца удлинителя, и через открывшееся отверстие выпрессоватьось блока шестерен (рис. 4) вместе с игольчатыми подшипниками;
    выпрессовка оси блока шестерен коробки передач газ 24 и газ 2410
  • опустить блок шестерни на дно картера коробки передач;
  • отвернуть гайки крепления удлинителя коробки передач и вынуть удлинитель в сборе с ведомым валом из коробки;
  • снять прокладку между удлинителем и картером коробки;
  • отвернуть болты крепления передней крышки и снять крышку;
  • снять прокладку между передней крышкой и картером коробки передач;
  • выпрессовать ведущий вал в сборе с подшипником и кольцом синхронизатора;
  • вынуть блок шестерен и упорные шайбы блока из картера;
  • выпрессовать ось промежуточной шестерни заднего хода;
  • вынуть промежуточную шестерню заднего хода из картера коробки передач;
  • снять с оси и вынуть из картера рычаг включения заднего хода с сухариком.

При разборке ведущего вала необходимо:

  • пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке поставить его на старое место;
  • вынуть ролики из носка ведущего вала;
  • снять стопорное кольцо с ведущего вала;
  • спрессовать с ведущего вала подшипник и снять маслоотражатель;
  • снять упорное кольцо с подшипника.

при разборке удлинителя и ведомого вала необходимо:

  • развести усы стопорного кольца 16 (см. рис. 1) шарикового подшипника 17 ведомого вала (при этом кольцо утопится в выточке удлинителя) и выпрессовать ведомый вал в сборе с подшипником из гнезда в удлинителе (рис. 5), воздействуя на задний конец ведомого вала. Снять стопорное кольцо и пружинное кольцо с ведомого вала;
  • снять с ведомого вала ведущую шестерню привода спидометра со стопорным шариком;
    демонтаж ведомого вала из коробки передач газ 24 и газ 2410
  • используя приспособление (рис. 6), спрессовать с ведомого вала шариковый подшипник, стальную упорную шайбу подшипника, бронзовую регулировочную шайбу шестерни 1 передачи и шестерню I передачи с блокирующим кольцом. Пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке вновь поставить его на старое место;
  • проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте-шестерне включения I и II передач и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
  • снять со ступицы муфту-шестерню включения 1 и II передач;
  • вынуть сухари (3 шт.);
  • утопить штифт в отверстие (рис. 6), повернуть стальную упорную шайбу таким образом чтобы ее шлицы были расположены во впадине шлицев ведомого вала, и снять упорную шайбу;
  • вынуть штифт и пружинку;
  • используя приспособление (см. рис. 5), снять с ведомого вала ступицу и шестерню II передачи;
  • вынуть из ступицы пружины синхронизатора;
  • снять блокирующее кольцо синхронизатора с шестерни II передачи и пометить его, чтобы при сборке вновь поставить его на старое место;
  • снять стопорное кольцо ступицы муфты включения III и IV передач;
  • используя показанное на рис. 5 приспособление, спрессовать с ведомого вала шестерню III передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и ступицу в сборе с муфтой синхронизатора, сухарями и пружинами;
  • проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения III и IV передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить детали в прежнее положение;
  • снять со ступицы муфту включения III и IV передач. Вынуть сухари и пружины;
  • снять с шестерни III передачи блокирующее кольцо синхронизатора и пометить его, чтобы при сборке поставить его на старое место;
  • отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведомой шестерни привода спидометра:
  • вынуть из удлинителя штуцер ведомой шестерни и ведомую шестерню привода спидометра;
  • сжать усы, вынуть из удлинителя стопорное кольцо подшипника ведомого вала, при необходимости вынуть сальники ведомого вала

При разборке механизма переключения передач необходимо;

  • вывернуть включатель 13 света заднего хода (см. рис. 3) с прокладкой;
  • снять штампованную нижнюю крышку механизма переключения передач и прокладку;
  • установить все штоки в среднее (нейтральное) положение, в котором пазы всех головок расположены друг против друга:
  • передвинуть шток 2 включения III и IV передач в переднее положение, отвернуть стопорный болт головки 10 включения III и IV передач и снять головку со штока. При затрудненном снятии головки (рис. 7) следует проложить распорку между задним торцом головки вилки включения III и IV передач и бобышкой и сбить головку со штока;
  • отвернуть стопорный болт вилки 1 включения III и IV передач и снять вилку со штока. Передвинуть шток в среднее положение. При затрудненном снятии вилки следует проложить для упора распорку между торцом головки вилки и бобышкой, выбить шток из вилки и установить его в среднее положение;
  • передвинуть шток включения I и II передач в переднее положение, отвернуть стопорный болт головки 11 включения I и II передачи снять головку со штока. При затрудненном снятии головки следует поступить так же. как при снятии головки со штока включения III и IV передач;
  • передвинуть шток в заднее положение;
  • вывернуть коническую пробку, вынуть пружину и шарик фиксатора;
  • отвернуть стопорный болт вилки 6 включения I и II передач;
  • выбить шток из вилки и снять вилку;
  • выбить штоком заглушку в заднем торце крышки механизма переключения передач и вынуть шток (рис. 9);
  • вынуть стопорный плунжер из механизма переключения;
  • передвинуть шток включения передачи заднего хода в переднее положение, отвернуть стопорный болт головки 12 (см. рис. 3) включения передачи заднего хода и снять головку со штока.
  • При затрудненном снятии головки следует поступить так же, как при снятии головки со штока включения III и IV передач;
  • передвинуть шток включения передачи заднего хода в заднее положение до упора заднего торца головки в стенку механизма переключения;
  • вывернуть пробку, вынуть пружину и шарик фиксатора;
  • отвернуть стопорный болт вилки 14 включения передачи заднего хода, выбить шток из вилки, снять вилку, выбить штоком заглушку в заднем торце механизма переключения и вынуть шток;
  • вынуть стопорный плунжер из механизма переключения;
  • вывернуть пробку 5, вынуть пружину 4 и шарик 3 фиксатора штока включения 111 и IV передач;
  • выбить штоком 2 заглушку в заднем торце механизма переключения и вынуть шток со стопорным пальцем;
  • вынуть стопорный палец из штока

Штифты в горловине крышки коробки, а также пружины и предохранители без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под воздействием пружин, то следует выбить заглушку и вынуть пружины и предохранители механизма.


Комментарии закрыты.